Что творится на рынке декора и отделки?

11 марта 2012

Ровно год назад, когда мы просили дизайнеров описать ситуацию на посткризисном рынке отделочных материалов, они хватались за головы – нехватка ассортимента на прилавках, как крупных торговых сетей, так и в узкоспециализированных магазинах больно ударила по многим интересным идеям. Что же сегодня творится на рынке отделочных материалов и легко ли дизайнерам с помощью калининградского ассортимента воплотить в жизнь свою задумку? Итак, представляем вам дизайнерский рейтинг отделочных материалов и декора.

Керамическая плитка радует

Этого материала в Калининграде представлено в изобилии. Те компании, кто был и выжил на рынке во время кризиса, вовсю продолжают развиваться и после: появились полноценные шоу-румы, ассортимент стал очень большим, активно в нем появляются и последние европейские коллекции. В частности, в Калининграде много итальянской и испанской плитки – общепризнанных лидеров этого производства. Дизайнеры отмечают, что кризис сыграл в этом не последнюю роль: обострившаяся конкуренция, борьба за каждого покупателя потребовала изменения рынок, поиска новых производителей. Пока крупные центры сосредоточивали внимание на популярных, недорогих отделочных материалах, сданные ими позиции люкс заняли новые миниатюрные игроки. А такие компании, как «АС-Дом», «Элиткерамика» Джесси Хауз, «Керамика и керамогранит», «Мир плитки», «Кафель», расширились, ввели в ассортимент огромное количество фабрик. «Сегодня я могу прийти и заказать плитку, которую увидела в Интернете, и мне без каких-либо проблем ее привезут», – уверяет руководитель дизайн-студии «Стрекоза» Виктория Лазарева. – Сейчас не проблема привезти ту плитку, которая лежит у королевы Англии во дворце». Хотя некоторые дизайнеры считают, что выбор мог бы быть и еще шире. «Мне очень понравилась плитка в «Гианте», а вот «Твой дом» не впечатлил своими коллекциями, – резонирует Марина Святошева. – Приобрести плитку у нас можно либо в «Бауцентре», либо в «Гианте», либо в «Твоем доме». Так или иначе, появление в этом сегменте конкуренции пошло на пользу потребителю. «Стали предлагать больше интересных новинок в разных ценовых категориях. И рынок от этого только выиграл, – отмечает дизайнер Асия Орлова. – Фирм-производителей должно быть много. Не безумно много – калининградский рынок не резиновый, но должна существовать конкуренция. Разнообразие маленьких салонов-продавцов увеличивает выбор – они работают с разными поставщиками из Европы и России, поэтому ассортимент обогащается и становится разнообразнее».

 

Обои держат цену

По-прежнему самый популярный отделочный материал в Калининграде – это обои, и рынок предлагаемого ассортимента необычайно широк: бумажные обои, флиз, шелкография, обои со стеклярусом, стразами, с бархатными накладками. И все это постоянно видоизменяется – даже тот же классический дамасский цветок, который дизайнеры активно используют в классическом интерьере, приобретает новые формы: может быть крупного раппорта, стилизованный, с набивным рисунком и может спокойно отвечать стилю гламур, фьюжн. R-style, «Биеналле», «Шведские обои» – эти фирмы, уже проверенные временем, гарантированно снабжают дизайнеров новинками европейского обойного производства. Нет проблем и с программой доставки: если заказчик хочет что-то нестандартное, то через две недели обои будут лежать у него в квартире. Хотя и здесь не обходится без накладок. «В моей практике был случай, – рассказывает Виктория Лазарева, – мы искали для бильярдной обои в клетку: перелопатили массу каталогов под заказ, нашли, но оказалось, что ждать их придется около 3 месяцев. Я захожу в «Бауцентр» и вижу эту долгожданную бордовую клетку всего за 400 рублей рулон! Так что ходить стоит по все магазинам». Однако не все дизайнеры столь радужного мнения о калининградском ассортименте. Кое-кто считает, что гибкостью цен салоны обоев не отличаются и стремятся продавать даже устаревшие коллекции по прежней стоимости до последнего рулона. «Все обои в Москве ровно в два раза дешевле, – возмущена Юлия Артемьева. – В то время как в Калининграде рулон обоев стоит 2500 рублей, в Москве эти же модели продаются уже по 500 рублей. Все просто: там магазины являются официальными дилерами европейских фабрик и вслед за ними постоянно обновляют коллекции, избавляясь от устаревших на распродажах. В Калининграде такой практики нет».

Отдельно стоит выделить в сегменте отделочных материалов для стен сектор фресок. Считается, что это один из стандартных приемов сделать перспективу и увеличить пространство. Сегодня в Калининграде с помощью высококачественной печати на любых носителях можно легко изготовить имитацию фрески. Достаточно фотобумаги с текстурой холста и пары слоев лака – в итоге получится весьма реалистичная обманка. Можно найти и настоящую фреску, но ее цена составит 70-80 тысяч рублей.

 

Декоративная штукатурка стала популярней

Декоративная штукатурка завоевала сердца калининградских дизайнеров. Асия Орлова: «Это вроде бы простой, обычный материал, но он позволяет делать очень необычные вещи. И практически каждый объект, сделанный при помощи декоративной штукатурки, – уникальный. Особенно, если делает мастер высокой квалификации. Можно добиться эффектов, колеровок, самого нанесения покрытия – совершенно необычных. Это людей очень привлекает». «Я сразу отказалась от обоев, – вторит коллеге Марина Святошева. – Декоративная штукатурка, покраска, художественная роспись, фотообои – вот что я предпочитаю. Могут получиться весьма интересные варианты».

Пока технологии нанесения штукатурки в Калининграде еще только осваивают. «Все только экспериментируют с текстурой, – комментирует дизайнер-декоратор студии «МаратКа» Юлия Артемьева. – Наша студия единственная, кто умеет работать по штукатурке с помощью трафаретов». А среди поставщиков на калининградском рынке сложилась уже своя маленькая каста: шесть основных игроков везут исключительно итальянские смеси и уверяют, что полностью удовлетворяют спрос. (К слову, некоторые дизайнеры, уже вовсю работающие с этим изящным материалом, ставят под сомнение, что вся итальянская штукатурка на самом деле из Италии).

 

Портьерные ткани: чего не хватает?

В один голос дизайнеры уверяют, что тканей на калининградском рынке много. Основные страны-производители тканей в Калининграде немногочисленны – это Бельгия, Франция и Турция. Однако к такому большому выбору есть свои претензии. «Маловато модных принтов, – уверена Юлия Артемьева. – Не представлены «икеевские» варианты штор – обыкновенная полоса, клетка. У нас все почему-то под классику и ар-деко – богатые ткани, расцветка «огурцы». Сделать легкий поп-арт с таким ассортиментом сделать невозможно – надо заказывать фотопечать по ткани». Другой смущающий дизайнеров фактор – внезапно выросшая цена. «О, это больной вопрос! Сейчас мы работаем над одним объектом, и надо «одеть» три окна. Нам это обошлось в 180 тысяч! И это притом, что мы ужимались по максимуму! – восклицает Виктория Лазарева. – Причины таких высоких цен мне непонятны – услуги швеи очень дешевы. Думаю, что здесь перегибают цены поставщики. Если раньше портьерная ткань по 1200 рублей за метр казалась дорогой, то сейчас она стоит 3500. Вторая причина столь высокой цены, наверное, в том, что сейчас люди хотят окружить себя больше натуральными тканями – шелком, батистом. Если раньше заказчика удовлетворяла органза, то сейчас этого никто не хочет».

А теперь перейдем к аутсайдерам дизайнерского рейтинга.

 

Люстры – повод для разочарований

Светой сегмент вызвал наибольшие вздохи разочарования у дизайнеров. Обойтись без люстр нельзя, однако действительно интересные вещи европейских производителей очень дороги, а в большинстве своем калининградские магазины могут «похвастаться» только китайской и польской продукцией низкого качества. Хотя дороговизна люстр – беда не только Калининграда. «Я обратила внимание, сколько стоят люстры в той же Австрии, Италии – они там тоже дорогие, – отмечает Виктория Лазарева. – Хорошие классические люстры стоят в районе 2-3 тысяч евро. Поэтому на объектах приходится выкручиваться, чтобы не разорить заказчика: витражи, карнизная подсветка, оргстекло, светодиоды, которые можно купить в любом магазине». Того же мнения и Юлия Артемьева: «Свет в Калининграде представлен очень плохо: интересные вещи очень дорогие, а дешевые, как правило, китайского или польского происхождения, не заслуживающие внимания. Кроме того, все возят люстры на заказ, и готовой большой экспозиции, куда можно прийти и посмотреть на европейские светильники, в Калининграде нет. Хотя в последнее время стал радовать «Бауцентр» – недавно увидела там абсолютно дизайнерскую люстру, да еще и со скидкой».

 

Декор: ассортимент не радует

Но вот совсем провальной нишей оказался калининградский сегмент декора. Нет, обставить классический интерьер дорогими подсвечниками, чугунными слониками для каминной полки, резными шкатулками труда не составит – «Парадиз Декор» и «Аладдин» верны своему кругу покупателей: что ни скульптурка – то бронза, что ни картина – фламандского живописца. А вот обставить забавными вещицами, модными «фишками» и «штучками» современную квартиру, выдержанную в норвежском стиле, в стиле поп-арт или фьюжн, очень сложно. Спасением стала польская сеть Home&You, открывшая два года назад свои магазины и в Калининграде. «К каждому сезону дизайнеры разрабатывают нам полноценные коллекции: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна», – делится директор магазина Home&You Александра Калачева.– Кроме того, каждую неделю мы добавляем к сезонной коллекции еще больше промежуточного ассортимента. Производство не поставлено на поток – приходит всего лишь несколько единиц товара, так что риск увидеть приобретенную у нас вазу у друзей мал. Плюс добавляется еще какая-нибудь актуальная тематика. Когда мы открывались, в моде был афростиль, а в этом году Польша принимает крупный футбольный чемпионат, так что ждем всевозможные футбольные принты. При этом у нас сохраняются и классические нейтральные цвета: белый, бежевый, золотой, серебряный». «Home&You – наш любимый магазин, – улыбается Юлия Артемьева. – Там все для современного интерьера. Все вазочки и горшочки можно купить только там либо в магазине французского декора на проспекте Мира или иногда случайно наткнуться в «Бауцентре». Чтобы не ограничивать себя в творческой работе, я с клиентами предпочитаю ездить в Польшу – не так далеко, да и выбор на порядок больше. Хотя я уверена, что настоящий декоратор должен уметь выкрутиться из любой ситуации. При сегодняшнем обилии всевозможных статей по декору даже простой домохозяйке ничего не стоит превратить старый стул в настоящий шедевр интерьера в стиле винтаж».

 

Мебель: дизайнеры предпочитают на заказ

Удивительно, но еще одним провальным сегментом оказался мебельный. Точнее так – готовую мебель дизайнеры в свой интерьер ставят за редким исключением. Вся мягкая мебель, иногда и корпусная изготавливается по специальным заказам частными лицами или маленькими цехами. Признанных классиков калининградского мебельного кластера дизайнеры из-за высокой стоимости услуги предпочитают обходить стороной.

 

Борьба интересов на малоемком рынке

Подводя итог, можно сказать – речь о посткризисной нехватке ассортимента уже не идет. Более того, дизайнеры отмечают: ассортимент стал настолько широк, что работать стало сложнее – новинки постоянно надо изучать. При этом если дизайнеры постоянно изыскивают последние новинки мировой мысли, стараясь удивить клиента, то владельцу – и здесь не имеет значения – салона или крупного торгового центра – необходимо товар продавать. Сделать это можно, привлекая массового покупателя, коим дизайнеры не являются. Поэтому так часто даже в планы узкоспециализированных магазинов, казалось бы, ориентированных именно на просвещенного профессионала, вмешиваются непростые характеристики малоемкого калининградского рынка. Хотя надо отдать им должное – к запросам дизайнеров владельцы торговых точек прислушиваются. Несомненно, еще больше прислушиваться их заставит грядущее безвизовое сообщение с Польшей.